Отечественная электроэнергетика в 2022 году переживает серьёзные изменения: вся отрасль переходит на новую модель планирования перспективного развития, а отраслевое сообщество собирается для обсуждения планируемых шагов. В чём состоит принципиальное отличие инновационных подходов, которые некоторые эксперты окрестили «революционными преобразованиями», от предыдущей системы, а также какие экономические эффекты сулит её реализация — в материале генерального директора «Трансэнерком» Олега Шевцова.
Всероссийское совещание, посвящённое переходу на новую модель планирования перспективного развития в электроэнергетике, собрало на площадке экспертной дискуссии лидеров отечественной электроэнергетики, многие из которых принимали участие в разработке поправок в Федеральный закон «Об электроэнергетике», связанных с внедрением новой системы планирования.
Основной задачей мероприятия стало всестороннее обсуждение инновационных подходов к планированию перспективного развития в отрасли, которые будут применяться при разработке и исполнении двух регламентирующих документов — генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу и схемы и программы развития электроэнергетических систем России на среднесрочную перспективу (СиПР).
Отправной точкой для реализации новой системы планирования перспективного развития в электроэнергетике стало принципиальное решение о передаче функций по разработке программных документов в электроэнергетике Системному оператору Единой энергетической системы (СО ЕЭС). Изменение роли Системного оператора, которому отныне поручено заниматься проектированием развития электроэнергетических систем и разработкой соответствующей документации, стало последовательным и логичным завершением процесса модернизации отраслевой системы планирования, который берёт свое начало в 2009 году.
Централизованная модель планирования во главе с Системным оператором в качестве регулирующего органа призвана обеспечить максимально возможный уровень синхронизации в развитии федеральных и региональных энергосистем, чтобы те представляли собой «единый организм».
Рассмотрим структуру новой модели планирования, алгоритм функционирования и принципиальные отличия от ранее использовавшейся модели.
Новая система станет двухуровневой (в отличие от трёхуровневой модели-предшественника) и будет опираться на два системообразующих инструмента — генеральную схему размещения объектов электроэнергетики и СиПР. В отношении первого документа установлен 18-летний срок планирования, новая схема будет приниматься раз в 6 лет, а корректировки исходя из изменений оперативной ситуации будут вноситься каждые 3 года. В свою очередь, схема и программа развития электроэнергетических систем России рассчитана на 6-летний период реализации, однако будет обновляться каждый год. Вспомогательную роль сыграют подзаконные акты: уже сейчас готовится к выходу ряд постановлений Правительства РФ и ведомственных актов.
Ключевой особенностью нового процесса планирования станет большая степень открытости и доступности документов, связанных с развитием энергосистем, а также возможность публичного обсуждения проектов и учёта мнений всех заинтересованных сторон. Новые рычаги воздействия на грядущие инфраструктурные преобразования появятся у органов власти субъектов РФ. Они смогут подключаться к оценке целесообразности проектов, затрагивающих развитие действующих энергосистем и создание новых, на самом раннем этапе их разработки, когда на основе анализа перспективных потребностей электроэнергии и мощности ещё только формируются контуры возможных решений.
В свою очередь, за счёт широкого общественного участия планируется сделать выбор проектов развития энергосистем более прозрачным: прояснить вопросы обоснования экономической эффективности и пролить свет на формирование расчётных моделей энергосистем в течение периода реализации проекта.
В качестве основного ожидаемого экономического эффекта можно выделить экономию средств РФ, её субъектов и энергетических компаний. Также удастся снизить издержки на работы по проектированию технически сложных энергосистем за счёт создания равноправного доступа к перспективным расчётным моделям и другой проектной документации. Более простой и понятный алгоритм участия региональных органов власти в обсуждении таких проектов позволит субъектам РФ оперативнее реагировать на потребности в энергообеспечении, что в перспективе также окажет положительное влияние на развитие экономики в регионах.
Новые подходы к разработке документации по планированию развития энергосистем и участию всех заинтересованных сторон в выборе перспективных проектов — это глобальный ответ отрасли на те недостатки, которые были присущи предыдущей системе планирования. Как признают эксперты, ранее действия участников процесса разработки регламентирующих документов по развитию электроэнергии часто были недостаточно скоординированными. Такая разрозненность порождала задержки в реализации перспективных проектов. Теперь же управление этими процессами централизовано, а все заинтересованные стороны собраны в одном информационном поле, что облегчает согласование и запуск проектов.
Также весомым ограничивающим фактором ранее было отсутствие единых баз данных параметров электросетевого и генерирующего оборудования и верифицированных расчетных моделей — это мешало разработчикам скоординировать усилия. Этому аспекту также планируют уделить особое внимание при внедрении новой модели планирования. Так, в ходе всероссийского совещания стало известно, что в СиПР будут включены все планируемые и строящиеся объекты, имеющие класс напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированных энергосистемах этот показатель составит 35 кВ и выше).
На данном этапе основной сложностью, которую предстоит преодолеть для продолжения успешного перехода на новую модель, является унификация подходов к разработке документов перспективного планирования. Однако шаги в плане актуализации методической основы уже предпринимаются. Как заявили входе совещания, будет создан механизм, позволяющий всем проектным организациям использовать одинаковый набор исходной информации, основанной на перспективной расчетной модели ЕЭС России и необходимый для выполнения соответствующих проектных работ.
В заключение отметим, что первые выводы о промежуточных итогах внедрения новой системы планирования можно будет сделать не ранее конца 2023 года — ведь её запуск в большинстве субъектов РФ запланирован на 1 января.
Фото к статье: Raisa Milova/Unsplash.com