Развитие и совершенствование российской энергосистемы, по факту ориентированное на своевременную поставку потребителям затребованных объемов электрической мощности, но стандартизированного уровня качества электроэнергии, безусловно, требует не только внедрения прогрессивных технических и технологических решений, но и оптимизации отношений между конечным потребителем и генерирующими/транспортирующими электроэнергию структурами. В целом на это был и рассчитан процесс реформирования электроэнергетики РФ, defacto начавшийся с учреждения РАО «ЕЭС России» указами Президента Российской Федерации №923 (от 15.08.1992) и №1334 (от 5.11.1992) и формально продолжающийся по сей день.
Вместе с тем, реализованная и реализуемая в процессе реформирования электроэнергетики концепция структуры всех ветвей связи между всеми участниками процесса генерации-потребления электроэнергии, а по технической сути — между генераторами электростанций и энергоприемниками потребителей, является ярким и сомнительным по эффективности путем «от простого к сложному». Так, еще с довоенных годов и вплоть до распада СССР в государстве были сформированы и поддерживались отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии, а их материальная составляющая в части компенсации реактивной мощности (подробнее здесь) регулировалась на государственном уровне скидками (или надбавками) к тарифам на электроэнергию, причем уровень компенсации, как отношение суммарной установленной мощности конденсаторных батарей в КРМ, УКРМ и т.д., синхронных компенсаторов и 30% мощности используемых синхронных двигателей к максимальной активной нагрузке предприятия (энергообъединения, региона, союзной республики и/или страны) мониторился и анализировался ежегодно, что позволяло работать над «узкими» местами и корректировать стимулирующие финансовые преференции для потребителей.
На момент начала 2015 года ситуация со структурой участников процесса генерации-потребления электроэнергии, нормативно-правовой базой, регулирующей их отношения, их правами/обязанностями и даже интересами в поставках качественной электроэнергии кардинально изменилась:
- после реформирования электроэнергетики РФ контрастно выделились два сегмента сетей энергосистемы — разомкнутые распределительные электрические сети 0,4-35 кВ, где вопросами баланса реактивной мощности и управления напряжением могут и должны заниматься 3 субъекта (условно) — гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания), электросетевая компания и потребитель электроэнергии, а также системообразующие электрические сети, в основном формируемые сетями напряжения 110-750 кВ замкнутого типа. В отличие от распределительных электрических сетей 0,4-35 кВ в замкнутых сетях напряжения 110-750 кВ участниками процесса оптимизации потерь мощности и электроэнергии через мероприятия по компенсации реактивной мощности формально являются ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС», генерирующие электроэнергию компании и подведомственные им электрические станции, а также крупные потребители оптового рынка электроэнергии, число которых в действительности нестабильно и имеет тенденцию роста.
Важно: здесь следует разграничивать не только и не столько распределительные и системообразующие электрические сети в РФ, сколько принципиально разный подход относящихся к этим сетям субъектов к управлению потоками реактивной мощности и управлению напряжением. Так, в разомкнутых распределительных электрических сетях участниками процесса транспорта-потребления электроэнергии выполняется оптимизации загрузки электрических сетей и их отдельных сегментов реактивной мощностью для сведения к минимуму потерь активной мощности, стабилизации напряжения, устранения загрязнений сети токами высших гармоник и т.д. Задачей субъектов процесса генерации и транспорта электроэнергии в системообразующих замкнутых электрических сетях напряжения 110-750 кВ является обеспечение системной стабильности, надежности, гибкости управления генерации/транспорта, пропускной способности магистральных линий, а также поддержания в конкретных точках системообразующих сетей заданных диспетчером уровней напряжения для оптимизации потерь мощности и электроэнергии.
- отношения между субъектами регулирования баланса реактивной мощности хоть и явно недостаточно, но все же регулируются нормативно-правовой базой, которую на текущий момент формируют: «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ» (введены в действие приказом N229 Минпромэнерго России от 19.06.2003), «Методические указания по проектированию развития энергосистем» (приказ N281 Минпромэнерго России от 30.06.2003), РД 34.20.185-94 (СО 153-34.20.185-94, приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 N422), «Руководящие материалы по проектированию электроснабжения сельского хозяйства. Указания по выбору средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности при проектировании сельскохозяйственных объектов и электрических сетей сельскохозяйственного назначения» (приказ N422ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003), «Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств) ...» (приказ N49 Минпромэнерго РФ от 22.02.2007), «Об утверждении методических указаний по расчёту повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности...» (приказ N219-Э/6 Федеральной службы по тарифам России от 31.08.2010), СТО 56947007-29.240.019-2009 (Методика расчета технико-экономической эффективности применения устройств FACTS в ЕНЭС России) и СТО 56947 007-29.180.02.140-2012 (Методические указания по проведению расчетов для выбора типа, параметров и мест установки устройств компенсации реактивной мощности в ЕНЭС).
В то же время взаимоотношения между участниками процесса генерации-транспорта электроэнергии в системообразующих сетях, а также между субъектами распределительных и системообразующих сетей в части оказания услуг по компенсации реактивной мощности на текущий момент в действующих нормативно-правовых документах практически не регулируются.
Все это определило defacto разные интересы к проблемам перетоков реактивной мощности у субъектов распределительных и системообразующих сетей — если первые сравнительно активно работают над обеспечением баланса реактивной мощности, то субъекты системообразующих сетей на практике ни технически, ни экономически не заинтересованы в оптимизации реактивной мощности. Обусловлено это в целом двумя факторами: во-первых, реальный доход генерирующих компаний определяется поставляемой активной мощностью, а технологическая необходимость, по факту обязанность регулировать в сети баланс реактивной мощности пока остается неоплачиваемой и не стимулируемой возможностью; во-вторых, остальные участники системообразующих сетей не видят необходимости делать вложения в компенсацию реактивной мощности, поскольку формально оптимизация баланса реактивной мощности должна обеспечиваться генерирующими компаниями.
Компания «Нюкон»